Служба мед. обеспечения на ЮВЖД - НУЗ "Отделенческая больница на ст.Елец ОАО "РЖД"

Перейти к контенту

Главное меню:

Служба мед. обеспечения на ЮВЖД

Блок ОАО "РЖД"

Недавно мы с Вами отмечали 175-летие железных дорог России. А в 2014 году мы будем отмечать 170-летие железнодорожной медицины.
Исходным рубежом отсчета является 1844 год, когда император Николай I утвердил порядок предоставления прав действительной службы врачам 10 лазаретов, устроенных для оказания медицинской помощи строителям железной  дороги Санкт-Петербург – Москва. С первых дней строительства большое количество рабочих, их тяжелый труд, неблагоприятные условия жизни в землянках и в болотистой местности, высокая возможность травматизма и эпидемий привели к высокой заболеваемости. Опорой, в оказании медицинской помощи, планировались городские больницы (С-Петербурга, Москвы, Твери и др. городов), но многие больные и раненые умирали в процессе транспортировки в отдаленные от места работы и проживания больницы. Для легко больных и раненых госпитализация в больницы была не нужна, т.е. помощь вполне могла оказываться на месте.
В 1843 году Н.О. Крафтом был направлен рапорт Главноуправляющему путями сообщений и публичными зданиями о необходимости создания вдоль строящейся железнодорожной линии ведомственных малых лазаретов, которые и были устроены по распоряжению Главноуправляющего путями сообщений графа П.А. Клейнмихеля в 1844 году. В 1847 году лазаретов уже 13, число мест - 1200, врачей - 13, фельдшеров - 62.
В 1854 году создана первая врачебная служба. В это же время разрабатываются основные регламентирующие медицинские документы – Положение о врачебной части и Наставление для подачи первой помощи при крушениях поездов.
В 1858 году в Положении о медико-санитарном обслуживании железных дорог определялись основные направления работы:
-Медицинский отбор поступающих на работу
-Оказание бесплатной медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей
-Оказание безвозмездной медицинской помощи при несчастных случаях пассажирам
-Санитарное обеспечение
-Содержание аптечек с перевязочным материалом и медикаментами на каждой станции и в каждом поезде
-Содержание железнодорожных больниц и приемных покоев (прообраз амбулаторий)
Статья 174, утвержденного в 1885 году Александром III «Общего устава Российских железных дорог» гласила: «…для подачи медицинской помощи заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах, а также железнодорожным служащим и их семействам устраиваются больницы и приемные покои. Независимо от сего, на каждой станции должны быть необходимые для подания первой помощи предметы и наставления об их употреблении. Подробные правила по предмету медицинской помощи на железных дорогах устанавливаются Министром путей сообщения по согласованию с Министерством внутренних дел».
Юго-Восточная железная дорога проходит по территории областей Центрального Черноземья (Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской), захватывая часть Саратовской, Пензенской, Курской и Тульской областей. Общая протяженность дороги – 4182 тыс. км.
А начиналась история Юго-Восточной железной дороги в далеком 1861 году, когда царским правительством было принято решение о строительстве Рязанско-Козловского участка. В 1866 году первый состав прибыл на ст. Козлов. В 1868 году завершено строительство  Грязе-Орловской дороги, а в 1871 году строительство Козловско-Воронежско-Ростовской и Грязе-Царицынской дорог. В 1893 году эти дороги были объединены в Юго-Восточные железные дороги.
    Одновременно со строительством дорог создавалось и железнодорожное здравоохранение. Как следует из отчетов правления Общества Козловско- Воронежско-Ростовской железной дороги «Дорога в медицинском отношении на момент ее открытия была разделена на отдельные участки, каждый под заведованием особого врача». На крупных станциях открывались приемные покои, строились бараки для «заразных» больных. Так, старейшая больница на дороге - Козловская (в настоящее время - НУЗ «Отделенческая больница на ст. Мичуринск-Уральский ОАО «РЖД»)  в 1866 году имела 10 кроватей, а в 1888 году было уже построено 4 здания, в которых размещались приемный покой для приходящих больных, аптека, операционная, 6 палат для незаразных больных, 4 одиночных палаты для инфекционных больных. В 1868 году в Ельце и Грязях уже были созданы приемные покои. В 1917 году в Ельце имелась железнодорожная больница на 75 коек с 3-мя отделениями: хирургическим, терапевтическим и родильным. В ней работали 2 врача: заведующий больницей – врач-хирург, он же акушер-гинеколог и врач-терапевт, он же ассистент при операциях. В амбулатории работали 4 врача. В 1869 году до начала движения по Козловско-Воронежско-Ростовской дороге на ст. Воронеж уже работал первый медицинский пункт, с 1892 года работает приемный покой, а затем и больница на ст. Белгород. Первый врач Костенко Полиект Иванович прослужил на этом месте с 1892 по 1928 год. Самое первое упоминание о больнице на ст. Ртищево относится к 1 ноября 1893 года, когда врачом Ртищевского участка с жалованием 1200 рублей и за заведование больницей 300 рублей в год при общественной квартире был определен В. Громов.
В 1922 году в составе республиканских народных комиссариатов здравоохранения были созданы отделы путей сообщения, а на дорогах—отделы здравоохранения и санитарные районы. В 1934 году Врачебно-санитарные отделы управлений железных дорог были реорганизованы во Врачебно-санитарные службы.
Во время Сталинградской битвы по территории Юго-Восточной железной дороги проходила линия фронта. В это трудное для железной дороги и для всей страны время не остались в стороне и железнодорожные медики. В больницах на ст. Грязи-Воронежские, Мичуринск-Уральский, Елец и др. были размещены военные госпитали.
В сложные послевоенные годы восстанавливалась дорога, восстанавливалось   и   развивалось   ее   здравоохранение.   В   21-й   век здравоохранение Юго-Восточной железной дороги вошло 49-тью учреждениями: 21 больница, дорожная и стоматологическая поликлиника,  3 линейных поликлиники и 23 линейных амбулатории, 2 диспансера (противотуберкулезный и онкологический), родильный дом и станцияпереливания крови.
В ходе реформирования железнодорожного транспорта реформировалось и его здравоохранение, передавая часть объемов медицинской деятельности, не связанных с медицинским обеспечением безопасности движения поездов, муниципальному и государственному здравоохранению. Так, детская клиническая больница на ст. Воронеж-1          Юго-Восточной железной дороги МПС России была реорганизована в федеральное учреждение здравоохранения и передана в ведение Росздрава России, линейная больница на ст. Готня передана муниципалитету Ракитянского района Белгородской области. Учреждения здравоохранения Юго-Восточной железной дороги, располагаясь в густо населенном Центрально-Черноземном регионе, постоянно взаимодействуют с хорошо развитой системой территориального здравоохранения. При реформировании государственных учреждений здравоохранения ЮВжд учитывалось большое количество факторов: это численность и компактность проживания железнодорожного населения, расположение ближайших медицинских учреждений железной дороги или муниципальных образований, экономическая эффективность каждого лечебно-профилактического учреждения и др. Коечная мощность стационаров дороги за этот период сократилась на 50%, в то же время мощность дневных стационаровувеличилась почти в 5 раз.
Основными направлениями деятельности здравоохранения дороги являются:
   -медицинское обеспечение безопасности перевозочного процесса и
 проведение мероприятий по охране здоровья работников
 железнодорожного транспорта, членов их семей, пенсионеров и
  ветеранов отрасли;
-развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи с учетом    приоритетной роли амбулаторно-поликлинического звена;
    -внедрение новых медицинских технологий для обеспечения конкурентоспособности, устойчивого функционирования ЛПУ на рынке медицинских услуг.
В настоящее время амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется в 13 поликлиниках общей мощностью 4896 посещений в смену. Объем доврачебной первичной медико-санитарной помощи оказывается на 57 здравпунктах, 14 медпунктах вокзалов. В ЛПУ дороги трудятся  800 врачей и 2093 средних медицинских работников,  37 кандидатов и 6 докторов медицинских наук, 68% врачей и 76% средних медработников аттестованы на квалификационную категорию. За вклад  в сохранение здоровья железнодорожников 14 медицинских работников награждены знаком «Почетный железнодорожник», 13- знаком «Отличник здравоохранения», 9 медицинских работников имеют высокое звание «Заслуженного врача Российской Федерации».
В лечебных учреждениях дороги работают целые семьи железнодорожных медиков в двух поколениях: это и семья Лисуновых   из г. Ртищево Саратовской области, семья Катуровых из г. Ельца Липецкой области, семья Бурминых из г. Мичуринска Тамбовской области, семья Дроновых (Маликовых) из г. Белгорода, семья Коротковых и Пешехоновых из г. Воронежа.
На базе больниц Юго-Восточной железной дороги работают 10 кафедр
Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Учреждения здравоохранения дороги долгие годы являлись базой для Воронежского, Елецкого и Белгородского медицинских колледжей. Ведущее учреждение дороги - НУЗ «Дорожная клиническая больница  на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД» - является лидером не только железнодорожного здравоохранения на Юго-Восточной железной дороге, но и по ряду направлений занимает ведущее место в территориальном здравоохранении. За последние годы больница оснастилась новейшим диагностическим оборудованием. Определены приоритетные направления в лечебной работе: организовано 4 центра высокотехнологичной медицинской помощи по неврологии и нейрохирургии, ревматологии и проблемам остеопороза, травматологии и ортопедии, онкологии. Более 10 лет работает телемедицинский центр. Кроме того, создан Центр профессиональной патологии, в котором работники Юго-Восточной магистрали 1 раз в 5 лет проходят углубленный медицинский осмотр с целью выявления профессиональных заболеваний на ранних стадиях, адекватного лечения и недопущения их прогрессирования. Освоены и внедрены 153 новых высокотехнологичных метода диагностики и лечения, среди которых артроскопическая пластика связок коленного сустава, эндопротезирование крупных суставов, методика остеотомии СКАРФ при деформациях стопы, широкий спектр вмешательств под контролем УЗИ, в т.ч. радиочастотная абляция, микроинвазивные вмешательства при грыжах межпозвоночных дисков, с использованием видеоэндоскопической техники, бариатрическая и пластическая хирургия и ряд других методик.
В 2014 году по инвестиционной программе ОАО «РЖД»  в Дорожную больницу поставлен ангиограф, что позволило организовать рентгенэндохирургическое отделение, проводить коронарографию для диагностики атеросклеротических поражений коронарных сосудов и проводить их стентирование для лечения ишемической болезни сердца.   Уже сделано около 100 коронарографий и это только начало большого пути!
Аппарат – денситометр позволяет ревматологам Дорожной больницы определять изменение плотности костной ткани, выявлять остеопороз на ранних стадиях и адекватно его лечить.
В ближайшее время в дорожной больнице высококвалифицированным сурдологом будут проводиться операции по коррекции слуха, что очень важно для работников железнодорожного транспорта, чья деятельность связана с воздействием вредного фактора – производственного шума, который при определенной частоте и продолжительности приводит к профессиональной тугоухости.
Передовые технологии развиваются не только в самом крупном лечебном учреждении Юго-Восточной магистрали, но и в отделенческих больницах. Профессионализм и доброжелательность медицинских работников, современное диагностическое и лечебное оборудование, 1и 2-х местные палаты повышенной комфортности заметно повысили удовлетворенность пациентов от получаемых медицинских услуг.
Железнодорожные медики стоят на страже здоровья не только работников и ветеранов отрасли, а также членов их семей. Одной из задач, стоящих перед работниками учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», является оказание медицинской помощи пассажирам на железнодорожных
вокзалах и в пути следования. Самый напряженный период в работе медицинских пунктов вокзалов - это период летних пассажирских перевозок. За 10-20 минут стоянки поезда надо не только успеть опросить и   осмотреть больного, оказать ему медицинскую помощь, но и определить может ли пассажир продолжить свою поездку, убедить его в необходимости госпитализации. И все это надо сделать так быстро и четко, чтобы не нарушить график движения поездов. Особым вниманием работников медицинских пунктов вокзалов пользуются организованные детские коллективы, следующие к местам летнего отдыха и обратно. Получив информацию от дежурного по станции о следовании детского поезда дежурный фельдшер всегда встретит поезд и узнает, не нужна ли помощь.
В соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов с 2005 года в НУЗ ЮВжд внедрена автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад. Данная система не только позволяет сократить влияние человеческого фактора на результаты осмотра, но и формировать группы риска по различным заболеваниям среди работников локомотивных бригад, целенаправленно проводить необходимое обследование и лечение, отбирать контингенты, нуждающиеся в психофизиологической и медицинской реабилитации. В 2013 году все терминалы АСПО были модернизированы.
НУЗ ОАО «РЖД» принимают активное участие в проведении диспансеризации взрослого населения, пропагандируют здоровый образ жизни. В каждом НУЗ созданы кабинеты здорового образа жизни, где Вам расскажут, как правильно питаться, как активизировать свой двигательный режим, как контролировать уровень сахара и холестерина в крови, помогут в борьбе с курением.
ОАО «Российские железные дороги», проявляя заботу о сохранении здоровья своих работников, продлении их профессионального долголетия, при разработке инвестиционных программ всегда уделяло внимание оснащению учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием. Постоянно совершенствуя при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров свои знания по вопросам экспертизы профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, не только обеспечивающих безопасность движения поездов, но и имеющих профессионально вредные (опасные) факторы и условия труда, уделяя огромное внимание профилактике профессиональных заболеваний, выявлению их на ранних этапах развития, своевременной и эффективной реабилитации указанных профессиональных контингентов, работники учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», расположенных на территории Юго-Восточной железной дороги реализуют государственную политику по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения России.
Высокий профессионализм специалистов, внимательное отношение к пациентам поддерживают авторитет учреждений здравоохранения дороги в системе охраны здоровья жителей Центрально-Черноземного региона.

Назад к содержимому | Назад к главному меню