Служба медицинского обеспечения на Юго-Восточной железной дороге
Недавно мы с Вами отмечали 175-летие железных дорог России. А в 2014 году мы будем отмечать 170-летие железнодорожной медицины. Исходным рубежом отсчета является 1844 год, когда император Николай I утвердил порядок предоставления прав действительной службы врачам 10 лазаретов, устроенных для оказания медицинской помощи строителям железной дороги Санкт-Петербург – Москва. С первых дней строительства большое количество рабочих, их тяжелый труд, неблагоприятные условия жизни в землянках и в болотистой местности, высокая возможность травматизма и эпидемий привели к высокой заболеваемости. Опорой, в оказании медицинской помощи, планировались городские больницы (С-Петербурга, Москвы, Твери и др. городов), но многие больные и раненые умирали в процессе транспортировки в отдаленные от места работы и проживания больницы. Для легко больных и раненых госпитализация в больницы была не нужна, т.е. помощь вполне могла оказываться на месте. В 1843 году Н.О. Крафтом был направлен рапорт Главноуправляющему путями сообщений и публичными зданиями о необходимости создания вдоль строящейся железнодорожной линии ведомственных малых лазаретов, которые и были устроены по распоряжению Главноуправляющего путями сообщений графа П.А. Клейнмихеля в 1844 году. В 1847 году лазаретов уже 13, число мест - 1200, врачей - 13, фельдшеров - 62. В 1854 году создана первая врачебная служба. В это же время разрабатываются основные регламентирующие медицинские документы – Положение о врачебной части и Наставление для подачи первой помощи при крушениях поездов. В 1858 году в Положении о медико-санитарном обслуживании железных дорог определялись основные направления работы: -Медицинский отбор поступающих на работу -Оказание бесплатной медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей -Оказание безвозмездной медицинской помощи при несчастных случаях пассажирам -Санитарное обеспечение -Содержание аптечек с перевязочным материалом и медикаментами на каждой станции и в каждом поезде -Содержание железнодорожных больниц и приемных покоев (прообраз амбулаторий) Статья 174, утвержденного в 1885 году Александром III «Общего устава Российских железных дорог» гласила: «…для подачи медицинской помощи заболевшим или пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах, а также железнодорожным служащим и их семействам устраиваются больницы и приемные покои. Независимо от сего, на каждой станции должны быть необходимые для подания первой помощи предметы и наставления об их употреблении. Подробные правила по предмету медицинской помощи на железных дорогах устанавливаются Министром путей сообщения по согласованию с Министерством внутренних дел». Юго-Восточная железная дорога проходит по территории областей Центрального Черноземья (Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской), захватывая часть Саратовской, Пензенской, Курской и Тульской областей. Общая протяженность дороги – 4182 тыс. км. А начиналась история Юго-Восточной железной дороги в далеком 1861 году, когда царским правительством было принято решение о строительстве Рязанско-Козловского участка. В 1866 году первый состав прибыл на ст. Козлов. В 1868 году завершено строительство Грязе-Орловской дороги, а в 1871 году строительство Козловско-Воронежско-Ростовской и Грязе-Царицынской дорог. В 1893 году эти дороги были объединены в Юго-Восточные железные дороги. В 1922 году в составе республиканских народных комиссариатов здравоохранения были созданы отделы путей сообщения, а на дорогах—отделы здравоохранения и санитарные районы. В 1934 году Врачебно-санитарные отделы управлений железных дорог были реорганизованы во Врачебно-санитарные службы. Во время Сталинградской битвы по территории Юго-Восточной железной дороги проходила линия фронта. В это трудное для железной дороги и для всей страны время не остались в стороне и железнодорожные медики. В больницах на ст. Грязи-Воронежские, Мичуринск-Уральский, Елец и др. были размещены военные госпитали. В сложные послевоенные годы восстанавливалась дорога, восстанавливалось и развивалось ее здравоохранение. В 21-й век здравоохранение Юго-Восточной железной дороги вошло 49-тью учреждениями: 21 больница, дорожная и стоматологическая поликлиника, 3 линейных поликлиники и 23 линейных амбулатории, 2 диспансера (противотуберкулезный и онкологический), родильный дом и станцияпереливания крови. В ходе реформирования железнодорожного транспорта реформировалось и его здравоохранение, передавая часть объемов медицинской деятельности, не связанных с медицинским обеспечением безопасности движения поездов, муниципальному и государственному здравоохранению. Так, детская клиническая больница на ст. Воронеж-1 Юго-Восточной железной дороги МПС России была реорганизована в федеральное учреждение здравоохранения и передана в ведение Росздрава России, линейная больница на ст. Готня передана муниципалитету Ракитянского района Белгородской области. Учреждения здравоохранения Юго-Восточной железной дороги, располагаясь в густо населенном Центрально-Черноземном регионе, постоянно взаимодействуют с хорошо развитой системой территориального здравоохранения. При реформировании государственных учреждений здравоохранения ЮВжд учитывалось большое количество факторов: это численность и компактность проживания железнодорожного населения, расположение ближайших медицинских учреждений железной дороги или муниципальных образований, экономическая эффективность каждого лечебно-профилактического учреждения и др. Коечная мощность стационаров дороги за этот период сократилась на 50%, в то же время мощность дневных стационаровувеличилась почти в 5 раз. Основными направлениями деятельности здравоохранения дороги являются: -медицинское обеспечение безопасности перевозочного процесса и -развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи с учетом приоритетной роли амбулаторно-поликлинического звена; -внедрение новых медицинских технологий для обеспечения конкурентоспособности, устойчивого функционирования ЛПУ на рынке медицинских услуг. В настоящее время амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется в 13 поликлиниках общей мощностью 4896 посещений в смену. Объем доврачебной первичной медико-санитарной помощи оказывается на 57 здравпунктах, 14 медпунктах вокзалов. В ЛПУ дороги трудятся 800 врачей и 2093 средних медицинских работников, 37 кандидатов и 6 докторов медицинских наук, 68% врачей и 76% средних медработников аттестованы на квалификационную категорию. За вклад в сохранение здоровья железнодорожников 14 медицинских работников награждены знаком «Почетный железнодорожник», 13- знаком «Отличник здравоохранения», 9 медицинских работников имеют высокое звание «Заслуженного врача Российской Федерации». В лечебных учреждениях дороги работают целые семьи железнодорожных медиков в двух поколениях: это и семья Лисуновых из г. Ртищево Саратовской области, семья Катуровых из г. Ельца Липецкой области, семья Бурминых из г. Мичуринска Тамбовской области, семья Дроновых (Маликовых) из г. Белгорода, семья Коротковых и Пешехоновых из г. Воронежа. На базе больниц Юго-Восточной железной дороги работают 10 кафедр В 2014 году по инвестиционной программе ОАО «РЖД» в Дорожную больницу поставлен ангиограф, что позволило организовать рентгенэндохирургическое отделение, проводить коронарографию для диагностики атеросклеротических поражений коронарных сосудов и проводить их стентирование для лечения ишемической болезни сердца. Уже сделано около 100 коронарографий и это только начало большого пути! Аппарат – денситометр позволяет ревматологам Дорожной больницы определять изменение плотности костной ткани, выявлять остеопороз на ранних стадиях и адекватно его лечить. В ближайшее время в дорожной больнице высококвалифицированным сурдологом будут проводиться операции по коррекции слуха, что очень важно для работников железнодорожного транспорта, чья деятельность связана с воздействием вредного фактора – производственного шума, который при определенной частоте и продолжительности приводит к профессиональной тугоухости. Передовые технологии развиваются не только в самом крупном лечебном учреждении Юго-Восточной магистрали, но и в отделенческих больницах. Профессионализм и доброжелательность медицинских работников, современное диагностическое и лечебное оборудование, 1и 2-х местные палаты повышенной комфортности заметно повысили удовлетворенность пациентов от получаемых медицинских услуг. Железнодорожные медики стоят на страже здоровья не только работников и ветеранов отрасли, а также членов их семей. Одной из задач, стоящих перед работниками учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», является оказание медицинской помощи пассажирам на железнодорожных В соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов с 2005 года в НУЗ ЮВжд внедрена автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад. Данная система не только позволяет сократить влияние человеческого фактора на результаты осмотра, но и формировать группы риска по различным заболеваниям среди работников локомотивных бригад, целенаправленно проводить необходимое обследование и лечение, отбирать контингенты, нуждающиеся в психофизиологической и медицинской реабилитации. В 2013 году все терминалы АСПО были модернизированы. НУЗ ОАО «РЖД» принимают активное участие в проведении диспансеризации взрослого населения, пропагандируют здоровый образ жизни. В каждом НУЗ созданы кабинеты здорового образа жизни, где Вам расскажут, как правильно питаться, как активизировать свой двигательный режим, как контролировать уровень сахара и холестерина в крови, помогут в борьбе с курением. ОАО «Российские железные дороги», проявляя заботу о сохранении здоровья своих работников, продлении их профессионального долголетия, при разработке инвестиционных программ всегда уделяло внимание оснащению учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием. Постоянно совершенствуя при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров свои знания по вопросам экспертизы профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта, не только обеспечивающих безопасность движения поездов, но и имеющих профессионально вредные (опасные) факторы и условия труда, уделяя огромное внимание профилактике профессиональных заболеваний, выявлению их на ранних этапах развития, своевременной и эффективной реабилитации указанных профессиональных контингентов, работники учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», расположенных на территории Юго-Восточной железной дороги реализуют государственную политику по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения России. Высокий профессионализм специалистов, внимательное отношение к пациентам поддерживают авторитет учреждений здравоохранения дороги в системе охраны здоровья жителей Центрально-Черноземного региона.
|